Дж. Нурбахш. Свобода воли и предопределенность

Речь кутба (Мастера) братства Ниматуллахи
 
Один суфий спросил меня, как я толкую проблему свободной воли и предопределения в суфизме. Ниже следует мой ответ.
Если в начале Пути идущий по нему верит в предопределение, тогда он или она - неверующий или неверующая. Тем не менее, если бы завершивший Путь по-прежнему руководствовался бы собственной свободной волей, его или её всё же считали бы неверующим.

Дж.Нурбахш. Непривязанность к миру (таджрид)

Таджрид – это отсечение своих привязанностей. Отказ от привязанностей не подразумевает материальной нищеты. Суфий может владеть большим имуществом, но он к нему не привязан.

Дж.Нурбахш. Бог суфиев

Речь кутба (Мастера) братства Ниматуллахи

С точки зрения суфия Бог - это Абсолютное Бытие, и всё, что существует, предопределено Им или свидетельствует о Нём. Суфии утверждают, что бытие всего существующего обусловлено бытием Бога и представляет собой проявление этого Бытия, без которого не существовало бы ничто. Как говорит Руми:

Мы - небытие,
демонстрирующее иллюзию существования.
Ты же - Абсолютное Бытие
и наше единственное существование.

Дж. Нурбахш. Семья суфиев

Речь кутба (Мастера) братства Ниматуллахи

В связи с постоянным увеличением числа суфиев и ростом числа тех, кто демонстрирует заметный прогресс, считаю необходимым объяснить, что значение имеет качество, а не количество, и что отсчёт ведётся по духовному состоянию суфиев, а не по их числу.
В свете этого считаю нужным повести речь о семье суфиев. Ибо все те, кто приходит со всего мира с тем, чтобы присоединиться к этому Пути, становятся членами суфийской семьи. Более того, чувство принадлежности к суфийской семье основано на любви, доброте, верности. И все здесь - братья и сёстры независимо от пола, расы, материального положения или образования, чья общая цель - человеческое совершенство.
Featured

Дж. Нурбахш. Отличие ханаки от других религиозных центров

Речь кутба (Мастера) братства Ниматуллахи

Ханака - это место для особой группы людей, вовсе не для любого, и в связи с этим она предназначена для соблюдения особых норм и достижения определенных целей, которые отличают её от других религиозных центров.
Большинство людей ходит в религиозные центры с тем, чтобы научиться не обижать других, тогда как суфий ходит в ханаку с тем, чтобы научиться не чувствовать себя обиженным другими.